AI-стек маркетолога: как собрать работающую экосистему, а не набор инструментов

Использование искусственного интеллекта в маркетинге — больше необходимость, чем тренд. Если в компании не применяются ИИ-инструменты, она отстает от конкурентов по скорости обработки информации и эффективности продвижения продуктов. Но обилие различных сервисов может вызвать вопросы — какие из них реально необходимы и как использовать их в совокупности, чтобы извлечь максимальную пользу. Кирилл Барышков, Global Business Partner в крупной FMCG-компании, эксперт в области маркетинга, специализирующийся на внедрении AI-решений, рассказал Sostav о том, как собрать работающую экосистему AI-инструментов, которые будут дополнять друг друга.

Инструменты на основе AI способны значительно облегчить и ускорить работу маркетолога, взяв на себя рутинные задачи. Они могут выполнять роль виртуальных ассистентов, освободив специалисту время на более сложные задачи и составление стратегии.

Разберем, для каких процессов маркетолог может использовать искусственный интеллект:

Но чтобы все работало максимально эффективно, нужно сформировать AI-стек — совокупность интегрированных друг с другом AI-инструментов, которые действуют по единой логике и в соответствии с заданной стратегией. Для этого необходимо определиться, для каких задач использовать нейросети, и как связать их между собой.

Чтобы система работала правильно, нужно в первую очередь обеспечить качество и целостность данных о клиентах — от первого касания до продаж. Для этого необходимо привести в порядок все системы, где содержится информация о клиентах — например, CRM. Нужно избавиться от неактуальных и ошибочных данных, дублей, противоречивой информации. ИИ-инструменты не умеют «думать» самостоятельно, они компилируют информацию из имеющихся источников, поэтому от качества данных напрямую зависит их обучение.

После этого нужно расписать сценарии и процессы, в которых вы собираетесь использовать ИИ-инструменты, и подобрать подходящие решения.

Разберем несколько популярных на рынке инструментов и маркетинговые задачи, которые они закрывают.

Каждый маркетолог подбирает инструменты, исходя из своих задач и особенностей компании. В своей работе я использую:

Определив инструменты, можно приступать к написанию сценариев по имеющимся процессам. Например, таким может быть сценарий для увеличения допродаж:

Такие сценарии нужно прописать под каждый процесс. Здесь тоже могут пригодиться AI-инструменты — например, в LLM можно загрузить ваши маркетинговые процессы и выбранные сервисы, и на выходе вы получите список сценариев.

Чтобы собрать из разрозненных инструментов экосистему, нужно объединить их между собой и интегрировать с платформами компании — CRM, Data Lake, DMP и так далее.

Для этого можно использовать:

Интеграция через API — это подключение системы напрямую к другой системе. Такое соединение настраивается просто и работает быстро. Но отказоустойчивость у него слабая — если одна из систем выйдет из строя, то связь потеряется.

При использовании шины или брокера в «общении» двух систем появляется дополнительный элемент, и это дополнительно нагружает инфраструктуру. Но если вдруг система-получатель данных в моменте будет не доступна, то после восстановления связи брокер или шина передадут ей информацию. То есть, никакие данные не потеряются. Также через «посредника» можно будет отследить, у каких инструментов случаются проблемы с получением информации.

Чтобы настроить оркестрацию между разными AI-модулями, советую использовать low-code и no-code решения — с их помощью можно быстро выполнить нужные работы, даже не зная принципов написания кода. Вот примеры таких инструментов: ZennoPoster, n8n, Airflow, Zapier. Они помогут соединить AI-модули в единую согласованную систему, которая будет подчиняться заданной логике.

Работу инструментов нужно регулярно оценивать и корректировать, если что-то идет не по плану. Для этого я рекомендую использовать эти метрики:

AI-экосистема — это мощный инструмент, который позволяет в несколько раз ускорить принятие маркетинговых решений и сде Источник: www.sostav.ru