Как скоординировать работу внештатных сотрудников отдела продаж

Российский бизнес все чаще привлекает фрилансеров к самым разным бизнес-процессам — от разработки до продаж. К этому подталкивают изменения на рынке, в том числе уход зарубежных компаний и кадровый голод. Хотя внештатные специалисты могут стать незаменимым активом для бизнеса, они способны привнести в работу существенный хаос. Как организовать работу внештатников так, чтобы они усиливали бизнес, Sostav рассказал основатель и CEO платформы для автоматизации продаж appsell Виктор Павлов.

Спрос на временных сотрудников в России постоянно растет. Так, с 2021 по 2023 годы количество компаний, которые работали с внештатными специалистами, увеличилось почти вдвое — с 33% до 57%, следует из данных платформы hh.ru. Чаще всего бизнес привлекал дизайнеров, специалистов по маркетингу, рекламе и PR, разработчиков, а также рекрутеров, продавцов и бухгалтеров.

С помощью внештатников российский бизнес решает проблему кадрового голода, которая ощущается во всех сферах — от фармы до логистики и стройки. В прошлом году дефицит достиг рекордных показателей — 2,6 млн человек. Это на 17% больше, чем в 2023-м.

Есть и другие факторы, которые провоцируют рост рынка внештатных специалистов. Во-первых, из-за санкций увеличиваются издержки и бизнесу приходится сокращать расходы на наем сотрудников. Компаниям становится выгоднее работать с фрилансерами: им не нужно платить зарплату — только гонорар за выполненную работу. К тому же налоги ниже. Например, налог для самозанятого с доходов от юридических лиц составляет всего 6%.

Во-вторых, российский бизнес активно развивается. Место зарубежных сервисов занимают отечественные продукты, российские компании пробуют выходить на новые рынки. Не все идеи оказываются успешными, поэтому нанимать людей в штат сразу рискованно. Намного удобнее привлекать внештатников: можно быстро начать работу и так же быстро ее завершить. Все это подогревает спрос на внештатных специалистов.

Может сложиться впечатление, что низкие затраты — главное преимущество фрилансера перед штатной единицей. Это не так. Что выделяет таких специалистов, так это разносторонний опыт. За пару лет они могут сменить с десяток проектов и команд, а это сотни новых проблем и решений. А значит, лучшее понимание своих возможностей, а также широкий взгляд на бизнес. По моим наблюдениям, среди внештатников меньше людей с туннельным мышлением, и, как следствие, больше специалистов с креативным подходом к работе.

Более того, внештатный сотрудник может быстро открыть бизнесу доступ к новой аудитории. Это особенно характерно для агентов по продажам. Как правило, ими выступают специалисты, которые уже работают в смежных проектах и обладают лояльным трафиком. Например, производство металлических конструкций может привлечь специалиста, который торгует кровлей и готов предлагать своей аудитории новые товары; страховые компании — специалистов, работающих рядом с точками контакта (например, в межрайонных регистрационно-экзаменационных отделах Госавтоинспекции [МРЭО]); производители косметических средств — частных мастеров из сферы красоты (например, парикмахеров, бровистов, барберов и так далее).

При этом привлечь внештатников — полдела. Из-за быстрого роста рынка фриланса таких специалистов сложно удержать. Например, для агентов по продажам характерна текучка: сегодня они работают с вами, а через два месяца подключаются к другому бизнесу.

Чтобы удержать таких сотрудников, важно формировать у них чувство общности. Для этого стоит интегрировать внештатников в команду: подключать к общим чатам, внутренним корпоративным порталам, где они могут видеть цели и задачи компании и общаться друг с другом и со штатными специалистами. Специалист, к которому относятся как к временщику (мол, «на подхвате», «по остаточному принципу», «их не видно, а значит, они не в счет»), скорее, уйдет, а еще не будет работать на результат.

Помогает выстроенная система оплаты. Во-первых, она должна быть гибкой. Агенты ценят, когда им дают возможность выбрать между, скажем, процентом от каждой сделки и суммарной выплатой з Источник: www.sostav.ru