Гейминг, шопинг, маркетинг: гайд Sostav к сердцу вашего потребителя

Границы между развлечением и шопингом стираются все сильнее: мы живем в мире, где каждое действие — от утренней пробежки с фитнес-трекером и завтрака со счетчиком калорий до заказа товаров через маркетплейсы — обременено невидимыми игровыми правилами. Пользовательский интерфейс стал ареной для битвы за микронаграды, а привычные маркетинговые ходы переродились в полноценные квесты и мини-игры.

Как социокультурные факторы сформировали спрос на игровые механики в онлайн-торговле и почему маркетплейсы сегодня все больше напоминают «детские площадки», а процесс покупок — хорошо продуманную увлекательную кампанию? На эти и другие вопросы отвечает корреспондент Sostav Виктория Белова.

Шопоголизм — отражение культуры потребления — вернее, неизбежное ее следствие в условиях изобилия товаров любых назначений, которые мы наблюдаем в XXI веке.

Шопоголизм, или, по-научному «ониомания» (от греч. onios — «для продажи» + mania — «безумие»), — расстройство психики, стоящее в одном ряду с клептоманией и игроманией, и характеризующееся непреодолимой тягой к совершению покупок без реальной нужды, где основным мотивом выступает удовольствие от самого акта приобретения. В обиходе это состояние прозвали «шопоголизмом», а его жертв — «шопоголиками».

В условиях хронического стресса, умственных перегрузок и фоновой тревожности, вызванной социальной нестабильностью современности, — досуг превратился в стратегический ресурс выживания. Теперь свободное время расходуется человеком на «реанимацию» нервной системы — гасит кортизол, восполняет энергетические ресурсы и ищет точки роста для компенсации профессионального выгорания.

Одним из таких антистресс-лекарств уже давно стал шопинг как способ компенсации неудовлетворенности и повышения самооценки через приобретение новых вещей. Маркетинговые стратегии, направленные на создание «атмосферы праздника» и «игры в торговых центрах и онлайн-магазинах, только подогревают эту тенденцию, побуждая людей к импульсивным покупкам.

По данным исследовательского центра «Позиция»:

Шопинг как суррогат досуга — симптом общества, где истинное восстановление подменяется сиюминутными «дофаминовыми инъекциями». Теперь шопинг стал терапией, хотя ранее излишняя тяга к безостановочному потреблению котировалась как полноценное психическое расстройство.

Поведение современного потребителя — результат глубоких социокультурных преобразований, способствующих развитию консьюмеризма. Демонстрация образа жизни «на широкую ногу» в медиапространстве активирует необходимость постоянного обновления гардероба, техники, бытовых принадлежностей, побрякушек, а также побуждает поспевать за трендами, которые неизбежно монетизируются.

Культура — всегда отражение эпохи, поэтому какой век — такие и фильмы: «Красотка», «Дьявол носит Prada», «Великий Гэтсби», «Дом Gucci» — лишь немногие примеры любимых всей планетой картин, так или иначе, романтизирующих и возводящих в культ богатство, роскошь и сам процесс потребления — не душевный капитал, а накопленное состояние безделушек и прочих предметов, которые продаются и покупаются за деньги.

Конечно, найдется и множество примеров критики этого явления, в той же сфере массового кино: «Бойцовский клуб», «Треугольник печали», «Круэлла», «На игле». Однако зачастую массовым зрителем эти картины воспринимаются некорректно, из-за нежелания считывать контекст подтекста или попросту бунтовать. Итог — превалирует идея о безудержном потреблении, а люди и не против.

Естественно, не одним только кино все едино — вместе с фильмами нас просвещают соцсети, СМИ, реклама и сами предприниматели. Однако нельзя кино списывать со счетов — оно является одним из важнейших воспитательных элементов в XXI веке: уже давно прошли времена, когда на заре развития киноиндустрии, его можно было классифицировать как исключительно элитарное искусство. Сейчас в основном это творчество, ориентированное на масс.

Виноватых здесь нет — это общий вектор движения единого организма, названного родом человеческим. Коллективное бессознательное свойственно чел Источник: www.sostav.ru