Полный чек-лист в UX: как провести юзабилити-аудит сайта и сделать его функциональным

Юзабилити-аудиты полезны любому проекту: сайт с корректной навигацией и логичным дизайном уже давно стал элементом современной этики в online-коммуникации с клиентом. Когда и с помощью каких инструментов проводить проверку, Sostav рассказали в агентстве Риалвеб

Юзабилити-аудит — это экспертная проверка сайта на удобство работы с ним. Он позволяет взглянуть на интерфейс глазами пользователя и увидеть барьеры, которые мешают комфортно взаимодействовать с сайтом и выполнять конверсионные действия.

Критериев хорошего интерфейса много. Обычно для оценки применяются чек-листы, регламентирующие степень удобства каждого элемента, классические эвристики и ГОСТы.

Оценку юзабилити можно проводить на разных этапах разработки, начиная с тестирования прототипа сайта, но чаще юзабилити-аудита требуют уже работающие сайты, особенно если:

Но возможны и ситуации, когда проводить юзабилити-аудит не рекомендуется. Прежде всего, к ним относится только что запущенный проект, по которому еще недостаточно статистики, или случаи планируемого редизайна сайта.

Отчеты об аудитории

Аудит лучше начинать с просмотра отчетов об аудитории. Они дают представление о том, на кого ориентирован продукт. Из этого и будут вытекать почти все итоговые рекомендации: сайт должен отвечать запросам аудитории и контексту использования. Простой пример: сайт магазина оптики, его основная аудитория — пользователи старше 44 лет. Очевидно, что не стоит увлекаться уменьшением шрифтов и контрастными цветовыми сочетаниями.

Другой пример: если один из пиков активности аудитории продукта (веб-клиента, приложения) приходится на вечернее время, хорошие результаты может дать тестирование «ночной» версии продукта, а для интернет-магазинов — запуск акции в наиболее активные часы.

Вебвизор

Просмотрев записи поведения интересующего компанию сегмента пользователей, можно увидеть паттерн просмотра информации: как пользователь привык просматривать страницу, где заостряет внимание, читает ли тексты, как и когда совершает переходы к другим разделам сайта, что отмечает для себя, где фиксирует курсор на изображении, взаимодействует ли с интерактивными разделами.

Пример из практики: при проведении анализа сессий в Вебвизоре для строящегося ЖК выяснилось, что пользователи практически не взаимодействуют с блоками об оплате, это позволило сформулировать несколько гипотез для последующей проверки.

Также Вебвизор хорошо подходит для UX-бенчмаркинга — процесса последовательных замеров показателей сайта и их сравнения с эталонными. Для этого достаточно отфильтровать сеансы, где посетителями сайта достигалась нужная компании цель, и измерить, например, время, которое потребовалось для ее достижения, количество просмотренных страниц на пути и т. д.

К очевидным минусам инструмента можно отнести высокие временные затраты на анализ записей. Несмотря на то что большое количество фильтров в настройках позволят выделить нужные сеансы, обработка и интерпретация наблюдений — это всегда объемная задача.

Важно включить Вебвизор в настройках счетчика, а также использовать версию 2.0: она позволяет не прерывать запись, если пользователь перешел на другую вкладку.

Эти инструменты из метрики наиболее простые и наглядные и подходят для первичного аудита.

Карта кликов поможет понять, какие элементы чаще всего привлекают внимание пользователей. Если основные СТА-элементы, которые должны вести пользователя к конверсии, не «краснеют» на карте кликов, это достаточная причина для того, чтобы их протестировать.

Карта скроллинга способна быстро и наглядно продемонстрировать глубину просмотра страницы: сколько пользователей доходит до футера. Идеальный расклад, когда вся страница в теплых тонах, но такое бывает не всегда. Поэтому важно разместить все наиболее привлекательные преимущества и блоки в «теплой» зоне сайта.

Карта ссылок — это экспресс-инструмент, который позволяет узнать наиболее посещаемые страницы сайта менее чем за минуту, что часто становится предпосылкой к дополнительным инсайтам. Пример: п Источник: www.sostav.ru