Как российской компании реализовать мечту об электронной коммерции в Китае

Начиная развивать бренд в Китае, все российские компании сталкиваются с одной из главных проблем — непониманием, каким образом можно выйти на рынок, а потом и адаптировать продукт под локального потребителя. Как организовать e-commerce в Китае, объяснили Sostav пресс-секретарь коммуникационный группы iMARS Екатерина Вронская и PR-менеджер азиатских проектов компании Айна Хамзина.

Совершенно очевидно, что сегодня российские компаним-экспортеры, мечтающие о повороте на Восток, пока еще слабо учитывают китайскую специфику. А особенности работы в каждой из стран Азии совсем не тривиальны.

Церемонии с передачей визиток двумя руками в Азии — уже не главная тема для обсуждения, а лишь банальное правило этикета, но о котором теперь знают все, кто идет на Восток. Это лишь один штрих из тысяч в рамках общей стратегии по выходу, поиску инвестиций и партнеров, работе на международных выставках, организации бизнес-миссий и участия в разнообразных международных форумах.

По данным China e-Business Research Center (CECRC), сегодня около 1 млрд человек от общего населения КНР являются активными интернет-пользователями, которые ежедневно проводят онлайн примерно 110 минут. Многие китайцы выросли на продуктах компании Tencent, в частности — популярном мессенджере QQ, похожем на ICQ, и AOL Instant Messenger. Аудитория платформы составляла около 650 млн активных пользователей. Уже в 2008 году в компании понимали растущее влияние мобильных устройств и создали адаптированную версию для телефонов, которая, к сожалению, включала ряд тормозящих развитие функций, как, например, музыкальный стриминг.

Сегодня жители Китая продолжают пользоваться WeChat и QQ, поэтому компания Tencent активно работает над разделением аудитории по платформам в зависимости от потребностей пользователей. Например, QQ предлагает больше развлекательных функций (красивые селфи, анимированные видео и т. д.), а WeChat остается полезной именно для повседневной жизни (функция «Пользователи рядом», WeChat Pay, различные подписки на медийный контент и т. д.).

Благодаря быстрорастущим IT-технологиям, которые можно описать на примере развития тех же социальных сетей, Китай обладает крупнейшей в мире e-commerce экосистемой с населением более 1,4 млрд человек и 1 млрд активных пользователей интернета. Этот огромный рынок развивает китайский гигант электронной коммерции Alibaba Group.

В Китае электронная коммерция на основе пользовательского контента (UGC) составляет 32,12% от общего объема товарооборота розничной онлайн-торговли в формате B2C (бизнес для потребителя). Этот бизнес превышает 60% от всей электронной торговли. Именно этот сегмент крайне интересен российским поставщикам, которые стремятся продавать товары напрямую потребителю в Китае. Особенно он интересен тем, кто хочет минимизировать расходы или не готов к сотрудничеству с торговыми сетями Китая. Такое сотрудничество требует существенных вложений в складские запасы, а значит, и серьезных маркетинговых усилий. Эти расходы сопровождаются высоким риском их неокупаемости. Тому есть уже масса примеров.

В последние годы заметен тренд на создание собственных магазинов на Tmall или Taobao — основных торговых e-commerce площадках Китая, и самостоятельное их продвижение. Но есть сложности масштабирования международного бизнеса через процесс открытия магазинов на Tmall и Taobao. Требуется как минимум наличие торговой китайской компании. Для ее регистрации нужно еще попасть в Китай, сейчас есть очевидные сложности с получением рабочих виз.

Группа Alibaba запустила Tmall Global, который предоставляет возможность международным компаниям без физического присутствия на материковом Китае реализовывать свои товары через гигантскую экосистему электронной коммерции.

До появления Tmall Global доступ к рынку электронной коммерции Китая был чрезвычайно дорогостоящим для иностранных поставщиков. Именно поэтому единственной возможностью выхода на рынок Поднебесной для российских компаний было участие в выставках либо под эгидой российских экспортных брендов Made in Russia и Good Источник: www.sostav.ru