Initiative: драйвером восстановления российского авторынка может стать премиум-сегмент

Агентство Initiative (входит в АДВ ) проанализировало динамику российского авторынка после пандемии, оценило его рекламную активность и представило ключевые глобальные тренды, которые повлияют на дальнейшее развитие. Аналитики поделились с Sostav результатами исследования.

В период пандемии автоиндустрия оказалась одной из наиболее пострадавших отраслей, наряду с туристическим бизнесом и сферой массовых мероприятий. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобильного рынка в сегменте масс-маркета в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократились на 9% или на 116 тыс. автомобилей. Однако продажи премиум-сегмента (Lexus, Mercedes-Benz, Audi, BMW, Cadillac, Land Rover, Porsche, Bentley, Jaguar, Maserati) оказались более устойчивыми к ситуации прошлого года и показали сокращение всего на 4%.

Наибольший объем продаж премиум-сегмента в 2020 году пришелся на компанию BMW. В отличие от конкурентов она продемонстрировала позитивную динамику в 3%. Рост продаж автомобилей BMW произошел несмотря на увеличение их стоимости за прошлый год на 17%. В то же время Mercedes-Benz, в среднем увеличив стоимость автомобилей на 25% в 2020 году, потерял 7% в продажах.

В 2021 году на российском авторынке наметились позитивные тенденции. Однако говорить о полном его восстановлении еще рано. Сегмент масс-маркета все еще демонстрирует отрицательную динамику. По данным аналитического агентства «Автостат», уровень продаж за I квартал 2021 года в категории массовых автомобилей, составляющих 89% рынка, снизился на 3,8% по сравнению с прошлым годом. Падение обусловлено сокращением продаж лидеров категории volume makers — Kia, Hyudai, Renault, Volkswagen, Toyota.

На фоне падения массового сегмента премиум-категория чувствует себя значительно лучше и демонстрирует рост на 4,5% к первому кварталу 2020 года. Рост определила позитивная динамика по самым крупным игрокам сегмента — Mercedes-Benz и BMW. Отдельно нужно выделить всплеск продаж автомобилей Cadillac с ростом на 73%, что отчасти обусловлено эффектом низкой базы.

Несмотря на наметившиеся позитивные тренды, быстрому восстановлению рынка мешает еще и нехватка электроники для автомобилей. Она возникла из-за закрытия границ во время пандемии и возросшего спроса на микропроцессоры бытовой техники. Это в свою очередь сказывается на недопоставке автомобилей.

Динамика медиаинвестиций полностью отражает ситуацию в автобизнесе. По оценке агентства Initiative, проведенной на основе данных Mediascope, в прошлом году объем медиаинвестиций в затратах сократился на 34% как в массовом, так и в премиальных сегментах. Медийная активность премиального сегмента по итогам прошлого года показала отрицательную динамику, сократившись на 32% или 1,7 млрд руб. в абсолютном значении.

Наибольшую стабильность с точки зрения рекламной активности в 2020 году показала компания Lexus. Она сократила затраты всего на 6%.

Самым стабильным медиа в автокатегории во время пандемии стало телевидение. Это обусловлено в первую очередь особенностями ТВ-сделок на рынке, нежели объективной приоритетностью ТВ как медиа. Доля ТВ в сплите автокатегории за 2020 год составила 46% против 35% годом ранее.

Следующим вызовом для автоиндустрии после восстановления от ковидного кризиса может стать развитие нового подхода к транспортным средствам как сервису — концепция Mobility as a Service (MaaS). Она подразумевает отказ от личного транспорта в пользу поставщика услуг перевозок. Новый подход может приблизить транспорт к коммунальным услугам, доступным для всех. Это окажет колоссальное влияние не только на автоиндустрию, но и на рынок данных, сделав автопроизводителей полноценными дата-поставщиками.

В России тренд MaaS пока только зарождается, но в будущем может стать актуальным и востребованным. Уже сейчас есть много примеров, подтверждающих активное движение в этом направлении, в частности, развитие сервисов подписки на автомобили.

Как и во всем мире, развитие у нас концепции MaaS напрямую зависит от распространения подключенных к сети автомобилей. Сегодня росс Источник: www.sostav.ru