Ренессанс русской красоты: что происходит с бьюти-рынком в 2023 году

После февраля 2022 года сразу несколько крупных игроков международного рынка косметики объявили об уходе или приостановке работы в России. Среди них Estée Lauder (включает бренды La Mer, Glamglow, Clinique, MAC и так далее), LVMH (бренды Dior, Guerlain, Givenchy, Kenzo, Make Up For Ever и другие), L’Oréal и многие другие. Как обстоят дела на российском бьюти-рынке сегодня, чего хотят потребители и с какими проблемами сталкиваются стартапы — выяснил Sostav.

Несмотря на уход западных брендов, на полках сетевых офлайн-магазинов и на маркетплейсах сегодня можно найти тени Dior, помады MAC или сыворотку для лица Clinique. По данным ВЦИОМ, в 2023 году 27% россиян покупали косметику и парфюмерию официально ушедших из России брендов.

Но определить, что перед покупателем — подделка, товары ввезённые по параллельному импорту или распродажа остатков со склада — практически невозможно. В кулуарах конференций представители рынка говорят о большой доле контрафакта, утверждает управляющий партнёр ООО «Инновационные Косметические Системы» Вероника Сюкова. По словам зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Артёма Кирьянова, доля нелегального оборота товаров из категории косметики и бытовой химии в России составляла в среднем 15% на октябрь 2023 года.

Обелить рынок должна маркировка. Минпромторг сообщил, что эксперимент по маркировке косметики и бытовой химии должен начаться 1 декабря 2023 года и продлится до 28 февраля 2025 года. В рамках эксперимента участники рынка будут зарегистрированы в ГИС МТ «Честный знак» — национальной системе маркировки и прослеживания товаров из разных категорий. На продукцию будет нанесен уникальный код DataMatrix, который нельзя подделать. Сканируя его, потребитель сможет узнать информацию о бренде, стране производства, сроках изготовления, годности и другие характеристики. Если же код окажется фальшивым, система сообщит об ошибке.

Чем больше времени проходит, тем меньше россияне ждут возвращения зарубежных брендов. По данным «Ромира», процент таких потребителей в 2023 году составляет 45% против 50% в 2022-м. При этом спрос на косметику только растёт из-за «эффекта губной помады» — в кризис люди не склонны отказываться от недорогих, но приятных покупок, которые могут поднять настроение. На бьюти-товары приходится до 15% продаж маркетплейсов, подсчитали в Data Insight.

По словам директора по работе с клиентами «Ромира» Анастасии Сидориной, в ситуации выхода иностранного продукта с русифицированной коммуникацией 67% респондентов отметили, что отдали бы предпочтение такому товару, однако доверяли бы лишь 28%. Большинство респондентов (73%) отметили, что отдали бы предпочтение российскому бренду с русифицированной коммуникацией, при этом доверие к такому продукту составило бы 53%.

Официальный уход зарубежных брендов дал возможность отечественным игрокам завладеть вниманием потребителей. К примеру, в «Лэтуаль» отмечают увеличение спроса на локальные бренды на 184%. А в сети «Золотое яблоко» в феврале 2023 года рост выручки российских брендов декоративной косметики был на уровне 145%, рассказал Sostav представитель компании. «Положительную динамику видно и в аналитике по проданным штукам. Например, в марте 2023 года рост был на 144% по отношению к прошлому году. За последние шесть месяцев 2023 года положительная динамика по проданным штукам держится около 80%. Отдельно стоит отметить, что если сравнивать 2022 год с 2021-м, то в каждом месяце динамика выручки и динамика проданных штук российских марок декоративной косметики также положительная», — пояснили в «Золотом Яблоке».

На косметический рынок активно выходят российские предприниматели. С января 2022 по октябрь 2023 число локальных бьюти-производителей увеличилось на 76% — с 1,5 тыс. до 2,7 тыс. Сейчас доля отечественных брендов на внутреннем рынке — 32%, тогда как в 2022 показатель составлял около 20%, утверждали члены «Национального совета по парфюмерии, косметике и бытовой химии».

Пытаясь найти свою нишу, некоторые бренды косметики стали ориентироваться национальную идентичност Источник: www.sostav.ru