Светлана Морозова, Mate Production: как изменился рынок видеорекламы

Видеореклама — одна из наиболее эффективных форм маркетинга: по данным Statista, доходы только от цифровой видеорекламы составляют более 200 млн долларов в год, при этом показатели растут ежегодно в среднем на 10−20 млн. Совладелец и генеральный продюсер Mate Production Светлана Морозова рассказала Sostav, как устроены и меняются команды, которые создают рекламу, и как трансформируются процессы в этой сфере внутри российского рынка.

Любое развитие можно представить как временную шкалу: прошлое, настоящее и будущее. Российский рынок видеорекламы до сих пор не до конца сформировался, родился после 1991 года. Экономика переходила к рыночной системе и активной конкуренции, благодаря которой стало появляться всё больше рекламных роликов. В начале нулевых появилось уже больше квалифицированных кадров в этой сфере. У каждого из этапов становления видеорекламы есть своя общая атмосфера, которая его характеризует:

Эти этапы можно сравнить с развитием личности. Детство, когда вы делаете первые шаги и пытаетесь понять мир вокруг себя. Подростковый период и юношество, когда вы стремитесь успеть всегда и везде, живете под грузом ожиданий от себя и других, не жалеете себя ради успеха. Зрелость, когда вы ставите собственный комфорт на первое место, понимаете, что работа — это не главное, а любые конфликты решаются через разговоры и взаимоуважение.

Токсичность во взаимодействии между клиентами и подрядчиками в сфере видеорекламы не пропала полностью до сих пор. Мы не живём в идеальном мире полного взаимопонимания. Чтобы минимизировать токсичную атмосферу в своей работе, важно понять причины неэкологичных рабочих отношений.

Глобально в начале становления рынка диджитал-рекламы в России главным факторам формирования токсичной среды стало достигаторство. Любыми средствами добиться результатов: через работу 24/7 и отсутствие жизни вне проектов. А поколение бумеров и миллениалов, которые формировали рынок, часто не знали, что можно по-другому из-за ряда факторов: отголосков советского воспитания, превосходства коллективных целей и желаний над личными, работы до победного и без отдыха.

Токсичное поведение хорошо позволяет скинуть ответственность. Оно изначально задаёт такой тон общения, что если что-то идёт не так, то виноватым себя чувствует подрядчик или сотрудник, который занимает позицию ниже по иерархии. Совокупность всех трёх факторов приводит к нездоровой атмосфере внутри рынка.

Охарактеризовать токсичное поведение между клиентами и подрядчиками или внутри команды можно тремя признаками.

Агрессивность и неуважительное отношение. Переход на личности, использование ненормативной лексики, полное отсутствие границ, сообщения в три часа ночи из серии «Спите? Тут нужно внести правки к утру» и самые срочные задачи с дедлайном «вчера» в пятницу вечером. Форс-мажорные ситуации случаются в любой сфере, но если это входит в привычку, то у исполнителей снижается мотивация быть включёнными в проект, делать классно и качественно, и даже материальная составляющая уходит на второй план. На эту тему аналитики Массачусетского университета проводили исследование, в результате которого выяснили, что сотрудники в 10 раз чаще увольняются из-за токсичной атмосферы, а не из-за низких зарплат.

Неконструктивная критика. «Мне не нравится, переделайте» без объяснения причин и конкретики. Многим хотелось бы научиться читать мысли таких заказчиков или начальников. Отсутствие подробностей ведет к результату, который трудно объективно оценить из позиции «ожидание» и «реальность».

Манипуляции и шантаж. Здесь можно провести аналогию с абьюзивными отношениями между женщиной и мужчиной, когда один из них угрожает расстаться. В рабочих процессах токсичность такая же: «Не вы, так другие. Мы найдем других, у нас очередь из подрядчиков. Мы не будем с вами работать больше никогда. Если не сделаете, можете потом даже не мечтать о работе с нами». Либо это может переходить в угрозы из серии «Если вы нас подведёте, то…»

В творческой среде команды и исполнители почему-то могли закрывать глаза на такое от Источник: www.sostav.ru