Что такое дата-сторителлинг, или как рассказать истории с цифрами

73% PR-специалистов предлагают журналистам слишком «рекламные» питчи, а 57% — инфоповод без цифр, фактов и доказательств его значимости для рынка. Такие данные получило агентство Kabarga и Pressfeed в рамках опроса представителей СМИ. Один из способов сделать питч более привлекательным — дата-сторителлинг, или повествование, основанное на данных. Команда системы мониторинга СМИ «СКАН-Интерфакс» объясняет Sostav преимущества и основные принципы подхода.

Почти 8 из 10 журналистов признались, что возьмут в работу релевантный их специализации инфоповод с цифрами, фактами и доказанным влиянием на рынок. Данные — основа социального доказательства: они вызывают доверие как у журналистов, так и у читателей. Именно на этом и базируется дата-сторителлинг.

Дата-сторителлинг (от английского data — «данные» и storytelling — «рассказывание историй») — подход к подаче информации, в основе которого лежит симбиоз аналитики, визуализации и повествования. Его применяют для решения различных задач — от презентации нового проекта инвесторам до укрепления связей с аудиторией. Например, американский эксперт по статистике и визуализации данных Натан Яу трансформировал данные открытого ИИ-проекта в рассказ о счастливых моментах в жизни людей, а заодно продемонстрировал фолловерам свой профессионализм.

Концепцию дата-сторителлинга проще понять, если сравнить ее со сходными форматами:

В отличие от близких подходов, дата-сторителлинг фокусируется на данных и раскрывает историю, которая прячется в цифрах. Повествовательные и визуальные элементы добавляют контекст и помогают объяснить ключевые наблюдения и выводы. Они делают основанную на данных историю понятной и интересной для аудитории.

Помимо аналитиков, дата-сторителлинг используют журналисты, маркетологи и PR-специалисты. Контент, основанный на данных, вызывает доверие. Актуальная статистика, еще и с неочевидными закономерностями, дает эффект новизны. Если визуализировать информацию и подать ее в виде истории, а не скучного набора цифр, контент сможет удержать внимание читателей и лучше запомнится. Недавние исследования показали, что люди испытывают больше доверия к статистике, но истории лучше запоминаются. Для журналиста это возможность опубликовать интересный материал с потенциально высокими охватами, а значит, шанс удачного питча возрастает.

СМИ настолько любят данные, что появилось даже новое направление — журналистика данных. Андрей Дорожный, дата-журналист и преподаватель НИУ ВШЭ, утверждает, что дата-редакции есть во всех крупных иностранных изданиях, например, в New York Times, Financial Times, Washington Post. В России дата-сторителлинг развивают «Тинькофф Журнал», РБК, ТАСС, РИА. Вот так Guardian объясняет, почему в Австралии у мужчин больше пенсия, чем у женщин.

ТАСС рассказывает, как за прошедшие 10 лет изменились туристические предпочтения россиян.

Дата-сторителлинг используют и бренды в коммуникациях с аудиторией. Так, «Авиасейлс» показывает заботу о психологическом здоровье потенциальных покупателей.

Сервис регулярно использует данные, визуализирует их и рассказывает на их основе истории. Такие материалы набирают высокие охваты, а еще их активно перепечатывают СМИ.

Дата-сторителлинг помогает PR-специалистам:

Вот шесть шагов, которые позволят PR-специалисту освоить дата-сторителлинг.

Определите цель публикации

Четкое понимание цели поможет определить, какие данные вам нужны и в каком виде их лучше подать. Хотите рассказать о продуктах или услугах компании? Можно собрать информацию о клиентах и построить на них историю о том, как и кому помогают ваши продукты, или интегрировать собственную статистику в более глобальное исследование. Например, сервис «Авито» опубликовал обзор постпандемийного рынка услуг с аналитикой: она подтверждает лидирующие позиции площадки.

Если нужно показать социальную ответственность бизнеса, можно собрать данные о проблеме, в решении которой принимает участие компания. Например, «‎Тинькофф журнал» использовал дата-сторителлинг в статье о работе благотворит Источник: www.sostav.ru