«Батальоны просят огня», а брендинг просит собственный ОКВЭД!
Управляющий партнёр Depot Алексей Андреев рассуждает о настоящем и будущем брендинга в России.
Худшего названия, в духе свадебного тамады, для статьи придумать сложно, но на что только не пойдёшь ради концентрации вашего внимания. Итак.
Обновился рейтинг Brand Hub top100, с чем всех причастных поздравляю от души. И сразу отвечаю на главный вопрос: "Кому и зачем это нужно?".
А нужно это очень многим. Пойдём снизу вверх. Работникам индустрии, креативным людям и молодым специалистам рейтинг поможет в трудоустройстве. Заказчикам брендинговых услуг предоставляются широкие возможности в изучении, оценке и выборе подрядчика, а самим агентствам, участникам рейтинга, открывается окно возможностей для качественного роста. Всё.
Теперь по существу. Государство всерьёз занялось развитием и поддержкой креативных индустрий. Могло бы, конечно, лет на 20 раньше озаботиться, но, вероятно, руки не доходили. Зато сейчас все виды деятельности, связанные с творческим процессом, находятся в фокусе внимания. Креативные профессии, как выяснилось, способны не только генерировать валовый доход и создавать рабочие места, но также консолидировать общество, крепить репутацию регионов и страны в целом. А ещё национальные и коммерческие бренды, создаваемые как раз при помощи креативных специалистов, способствуют капитализации экономики и обеспечивают устойчивое развитие.
От таких бенефитов невозможно отмахнуться, их следует оценить по достоинству, описать и пересчитать. Для этих целей руководство страны предприняло ряд первоочередных мер, создав специальные организации, такие как АКИ (Агентство креативных индустрий) и… другие, для поддержки и развития творческого бизнеса. Принят Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».
Закон способствует росту целевых показателей, заявленных двумя годами ранее, в концепции развития креативных индустрий. Но, что особо ценно для нас, закон также регламентирует меры господдержки субъектам креативных индустрий, которые включают финансовую, имущественную, информационную, образовательную и иную помощь. Это очень неожиданно и приятно для всех нас, привыкших строить бизнес и выживать без какой-либо поддержки вообще.
Под креативной индустрией в законе понимается экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением или реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью (п. 1 ст. 3 Закона № 330-ФЗ).
А дальше начинается самое интересное. Возможно, не все знают, что законотворчество — это не диктатура и узурпация решений, а очень качественный диалог всех со всеми. Поэтому Федеральный закон «О развитии креативных индустрий» обращается к нам и предлагает определить, какие из направлений коммуникационной отрасли могут или хотят быть причислены к креативным индустриям? Казалось бы, дальше можно не продолжать — мы хотим! Запишите нас скорее!
Но, не всё так просто. В законе уже содержатся четыре группы креативных профессий, разделённые по схожести видов деятельности. Сказать, что это разделение условное — ничего не сказать. Но, для нас, адептов брендинга, важнее то, что нашей профессии там и вовсе нет. И с этого места начинается кульминация всего процесса.
История становления брендинга в России — это поиск недостающего важнейшего звена. Драматический кейс по определению зон ответственности для брендинга, его очерёдности и специфике, и есть наглядная иллюстрация «взросления» национальной экономики. Потребовалось 30 лет, чтобы отрасль брендинга смогла идентифицировать себя, и занять место среди других участников коммуникационной индустрии.
Эпоха продуктового мышления, казалось бы прошла, и ценность долгосрочных эмоциональных связей стала всем очевидна. Устойчивые бренды — гарант экономического благополучия. Но, сохраняется определённая инерция, тормозящая качественный рост и капитализацию российских брендов.
Индустрия коммуникаций, как комплексный процесс, уже решила Источник: www.sostav.ru