Рост каналов продаж и СТМ: что ждет ретейл и HoReCa в 2025 году

Потребительский рынок в 2024 году пережил серьезную трансформацию. На него повлияли экономические и технологические факторы, а также изменение покупательского поведения. О том, каким будет 2025 год для ретейла и HoReCa, рассказали директора по работе с клиентами «Ромир» Анастасия Сидорина и Маргарита Абрамкина.

Кросс-форматный ретейл

Наблюдаемый в последние годы стремительный рост доли кросс-форматного ретейла (с 34,2% в 2019 до 81,5% в 2024 году) подтверждает успешность стратегии омниканальности, говорят эксперты. Тренд, несомненно, сохранится и в 2025 году, поскольку потребители всё больше ценят гибкость и удобство выбора канала покупки.

Кросс-форматный ретейл продолжит свое проникновение в кошелек потребителя. Доля современного ретейла, объединяющего онлайн и офлайн-форматы продаж, неуклонно росла за последние годы: с 2019 по 2024 рост составил с 34,2% до 81,5%, а доля одноформатных продаж сократилась до 18,5%. Эта тенденция, безусловно, продолжится и в 2025 году, поскольку ретейлеры будут стремиться удовлетворить разнообразные модели покупок, подчеркивают эксперты.

Многокатегориальный подход к потребительскому выбору

Если раньше решающим фактором была цена, то уже в 2024 году на первое место вышло удобство покупки. Для потребителя важно удовлетворение по ряду параметров: помимо цены и удобства, это также ассортимент, безопасность и так далее. Отдельно стоит отметить такой критерий, как удовольствие от процесса покупки. В офлайн-магазине должно быть чисто и приятно, а в зале присутствовать кассы самообслуживания, вежливый и аккуратный персонал. В онлайн-формате это предполагает удобные приложения для покупок и оплаты, а в обоих случаях — быструю и надежную доставку.Расширение числа каналов продаж

Из 17 каналов продаж (включая супермаркеты, гипермаркеты, магазины у дома, маркетплейсы и др.), выделенных «Ромир», в кошельке среднестатистической российской семьи фигурирует уже не менее 10. Тенденция к расширению числа доступных каналов продолжится и в 2025 году, и потребители будут выбирать из множества вариантов, где и как купить товар, наиболее удовлетворяющий их потребности.

Рост конкуренции в онлайн-торговле

Удобство покупки выходит на первое место среди прочих критериев, и онлайн-магазины будут наращивать конкуренцию в этой сфере: не только в скорости и географии доставки, но и в механизмах услуги, стоимости и качестве обслуживания. Другие факторы — цена, ассортимент и дополнительные услуги — также станут зонами активного соперничества.

Укрепление позиций маркетплейсов в онлайн-торговле

Это особенно заметно в FMCG-сегменте и конкретно в области продуктов питания. Маркетплейсы соответствуют широкому набору потребительских требований, позволяя приобрести разные категории товаров в рамках одной платформы. Однако нарастающая конкуренция также будет способствовать укреплению нишевых онлайн-ретейлеров, специализирующихся на узких категориях, обладающих высокой экспертизой и предлагающих быструю доставку.

Развитие алкомаркетов

В последнее время отмечается повышенный интерес к потреблению как слабоалкогольных, так и крепких алкогольных напитков. В денежном выражении на долю сегмента в настоящее время приходится порядка 3% выручки, однако это перспективное направление, если учитывать динамику потребительских предпочтений.

Рациональное отношение к приобретению товаров длительного пользования

Потребители становятся более осмотрительными в отношении затрат на бытовую технику и гаджеты, что, в частности, связано с ситуацией на рынке потребительских кредитов. В связи с этим возрастает интерес к различным вариантам некредитного софинансирования, таким как BNPL (оплата долями), рассрочки, электронные кошельки и системы лояльности.

Рациональные механизмы поведения покупателей

Покупатели, выработав механизмы рационального поведения, будут следовать им: сравнивать цены (чему способствуют онлайн-торговля и специализированные сервисы), искать более выгодные условия и активно использовать программы лояльности. В «Ромир» счит Источник: www.sostav.ru